Музейно-исторический информационный портал

Города-музеи, или где же первая столица Японии?

  • 27 июня 2016 |
Корияма, дворец в Наре
Корияма, дворец в Наре

Часть 1

Такой вопрос можно довольно часто услышать во время викторин, ставших непременной составной частью развлекательных программ нашего радио и телевидения. У участников сразу или после консультации с друзьями возникает ответ: «Нара». Ведущий радостно вздыхает, мол, правильно, и наделяет собеседника премиальными очками. Между тем подобный ответ отнюдь не однозначен.

Более тщательное знакомство с историей Страны восходящего солнца позволяет сделать иной вывод. И до Нары у Японии были столицы. Правда, воспоминания о них остались только в старых хрониках. Но японские археологи настойчиво ведут раскопки на местах бывших поселений, отыскивая каменные плиты и даже целые фундаменты, на которых некогда стояли императорские дворцы, храмы и иные здания древних столиц, и пытаются по косвенным признакам представить себе, как выглядели эти города в прошлом.

 

Столичные камни

  • shutterstock_74630848Тодайдзи — самый большой в мире буддийский деревянный храм

С абсолютной точностью перечислить все столичные города Японии трудно даже специалисту-историку. Ведь что такое старая столица? Это, как правило, комплекс императорского дворца и теснившихся вокруг него храмов, складов, зданий разной степени роскоши, в которых жили правительственные чиновники, придворные, священнослужители, охрана, купцы, ремесленники и прочая обслуга. Люди попроще жили в землянках. Чаще всего подобная столица была сугубо временным поселением, не успевавшим развиться в полномасштабный город. В официальной истории императорского рода Японии насчитывается на сегодняшний день 125 правителей страны, если вести отсчет от полумифического Дзимму, праправнука богини Солнца Аматэрасу, вступившего на японский трон якобы в 660 году до н. э. И чуть ли не каждый из них стремился построить себе новый дворец, после чего столица, как табор кочевников, перебиралась на новое место! Всё это происходило, как правило, на территории провинции Асука (ныне префектура Нара), вокруг которой и формировалось древнее государство Ямато.

Пожалуй, первой из японских столиц, от которой сохранилась не только легенда, но и хотя бы скромная материальная память, являлась Нанива-кё (кё, или же кио, – иероглиф, означающий «столица» и встречающийся в названиях столичных городов, включая Киото и Токио). Территориально Нанива расположена в одном из пригородов нынешней Осаки. Потом столица переехала в соседнюю провинцию Оми, где в маленьком поселке Оцу на берегу озера Бива был воздвигнут новый дворец. Оттуда – в болотистую местность Киёмихара. От былой столицы Киёмихара-но мия до наших дней сохранилась лишь вымощенная каменными квадратными блоками канава. Поистине, так проходит мирская слава. А ведь Киёмихара осталась в истории составленным здесь весьма важным по тому времени сводом законов, в значительной степени упрочившим структуру государственных органов. Впрочем, столицей Киёмихара-но мия оставалась лишь два десятка лет, с 673 по 694 год.

Почему же японские правители так часто меняли место своей ставки?

Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением окружающей среды. Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами считалось неприемлемым. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства. А вслед за ним приходилось перебираться на новое место и придворной челяди.

Существовали и некие политические мотивы, требовавшие переноса столиц. Нередко случалось, что новый император брал в руки власть вопреки воле и ожиданиям существующей элиты. В таких случаях новому правителю было гораздо выгоднее уехать из города, где доминировали старые кланы, и попытаться сформировать поддерживающую его политическую структуру из новых семей, поднятых его волей к рычагам власти. Конечно же, играли свою роль и географические удобства, и возможности обороны города от наскоков врагов.

  • arch-fujiwaraРаскопки в Фудзиваре-кё

Чуть подробнее стоит остановиться на истории сооружения столичного града, появившегося в 694 году на равнине Нара. Он принципиально отличался от случайной, хаотической застройки прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски», взяв за образец тогдашнюю столицу Поднебесной – город Чанъань, один из крупнейших городов мира (к началу VIII века его население превысило миллион человек). Японии подобный мегаполис был не нужен, но проникавшая на Японский архипелаг континентальная мода требовала жесткого следования китайским и корейским образцам. А это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света. Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии – псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими населенный пункт географическими ориентирами. До нас дошло и постепенно стало привычным китайское наименование этих принципов – фэн-шуй. Считалось, что злые силы концентрируются на севере. Поэтому, выбирая место для поселения, нужно было «укрыть» городские кварталы с севера горой, где желательно было разместить храм или монастырь. Императорский дворец – как обитель защитника народа – также должен строиться в северной части города. Оптимальным было наличие реки на востоке, озера на юге и дороги на западе.

По китайским прописям японские строители возвели кварталы, напоминавшие с птичьего полета правильный прямоугольник со сторонами 3,2 километра с севера на юг и 2,1 километра с востока на запад. В меридиональном направлении было проложено девять улиц, в широтном – тринадцать. Они пересекались под прямыми углами. Расстояние между улицами было строго выверено – 265,5 метра. По разным оценкам, население столицы достигало 30–50 тысяч человек.

Дворец был построен также в китайском стиле. К резиденции правителя примыкали церемониальный зал и правительственные конторы. Внешний периметр дворца был окружен высоким деревянным забором и рукотворным рвом, заливаемым водой. В столице были построены четыре крупных буддийских храма – Дайандзи, Якусидзи, Гофукудзи и Хокодзи. Кроме того, у каждого из крупных родов был свой семейный храм.

По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее социальном статусе. Чем ближе к дворцу, тем статус выше. Важно также было и то, выходит ли жилой дом на центральную улицу или в переулок. И, конечно же, важнейшим показателем служил размер выделяемого семье участка. Чиновники получали надел в десятки раз больше, чем простолюдины. Но всё это – не произвольно, а в рамках городского плана, что давало возможность очень четко определять статус той или иной семьи в пирамиде власти.

  • plan-fujiwaraСхема-план Фудзивара-кё

Новую столицу назвали Фудзивара-кё. Очевидно, это связано с фамилией могущественного клана Фудзивара, оказывавшего в те времена огромное влияние на политическую жизнь в стране и через систему родственных связей с императорским домом контролировавшего все действия правительства. Но история столицы Фудзивара не была особенно продолжительной. Начиная с 694 года, здесь успели пожить две императрицы и один император. Город был уничтожен пожаром 711 года. От былой пышности остались лишь горсти пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски поврежденной черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей. Однако не надо недооценивать роли этого города в японской истории. Именно с него начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом которого стали позднее города Нара и Киото.

М. Кавицкий

Читать часть 2 «Хэйдзё-кё, или Нара»

Другие материалы в этой категории: « Цвингер — музыка в камне Хэйдзё-кё, или Нара »
Наверх