Музейно-исторический информационный портал

Символ слияния Востока и Запада

  • 01 июля 2015 |
Корона Российской Империи
Корона Российской Империи http://historyportal.ru

О том, что тяжела она была, шапка Мономаха, знают все. Хотя вряд ли кому-то из царей Всея Руси приходило в голову этот венец и символ власти взвесить. Иное дело с Большой Императорской короной России. Ее вес известен с точностью до десятых грамма: 1993,8. Екатерина II, выступившая заказчицей самого главного сокровища державы, строго своим ювелирам оговорила — вес вышеозначенной регалии не должен превышать пяти фунтов (двух с четвертью килограммов). В первую очередь царица руководствовалась практическими соображениями, ведь корона должна была возлежать на голове в течение всей долгой и пышной церемонии коронации.

Заказ был выполнен в рекордные сроки — всего за два месяца. Немыслимой красоты корону изготовили в 1762 году ювелиры Георг-Фридрих Экарт (автор эскизов и каркаса плюс руководство всей работой) и Жереми Позье, подобравший уникальные камни: 4936 бриллиантов и 72 матовые индийские жемчужины. Ни у одного венценосца мира той поры, как, впрочем, и после, не было столь роскошного головного убора.

Венчал это чудо ювелирного мастерства огромный рубин, или, на языке минералогии, шпинель. В древних сказаниях эту разновидность самоцветов именовали звучно: лал. Он был приобретен в экзотическом Китае еще при Алексее Михайловиче, услаждал взор и тешил самолюбие царя, а потом какое-то время кочевал из одной короны в другую. Дело в том что до восшествия на престол Екатерины II все короны изготавливались специально для торжественной церемонии венчания на царство, после чего драгоценные камни из изделия благополучно разбирались.

Узурпировав русский престол дважды — сначала избавившись от неугодного ей супруга Петра III, а затем не подпустив к царствованию своего сына Павла, законного наследника трона, Екатерина Вторая чрезвычайно ревностно относилась ко всему, что было связано с вопросами ее правления. С этой точки зрения новая, становившаяся уже не временным, а постоянным атрибутом российского самодержавия корона должна была символизировать нерушимость и прочность власти.

  • korona-01-2015-100Портрет Екатерины II Стефано Торелли. 1712-1780 гг.

Как правило, между торжественным обьявлением о коронации и собственно церемонией проходило значительное время. Но только не в этом случае. Будущая императрица явно торопилась официально закрепиться на троне, отсюда и срочный заказ на изготовление короны. Она сама возложила сверкающий бриллиантовыми сполохами венец на свою голову и больше не расставалась с ним всю длительную церемонию. Государыня сняла корону только один раз, на короткое время, для миропомазания.

С точки зрения геральдики корона Российской империи безупречна. Ее закругленная форма — это, собственно, заимствованный у Востока тюрбан — символ неограниченной власти и принадлежности к высшей касте. Которая вне обсуждения, вне осуждения и только для безропотного подчинения себе всего при ней сущего. Две полусферы короны символизируют слияние Запада и Востока, Европы и Азии, географическая граница между которыми проходит именно через территорию России. Что еще любопытно: эти полусферы соединены между собой так, что образовывается латинская буква V, уже не одно столетие трактующаяся как знак победы, сиречь Виктории. Лавровые ветви основания короны — символ мудрости, славы и власти, а дубовые листья и желуди — прочность и нерушимость последней. Ну а венцом всего самодержавного убора является, конечно же, православный крест из пяти огромных бриллиантов.

Если бы неодушевленные предметы могли говорить, то сказание Большой короны Российской Империи, безусловно, было бы одним из самых ярких исторических монологов. О, как бы он звучал, этот голос, повествующий о блестящей Глории, ослепительной Виктории и немеркнущем триумфе державы Российской! Бриллиантовый символ власти лицезрел своих царственных обладателей очень недолго, но зато во мгновения действительно исключительные. К тому же — единственный во всей империи! — на абсолютно законных основаниях находился по отношению к венценосцам выше, чем все остальные.

После коронации Екатерины Второй (празднества в Белокаменной по сему великому поводу длились ни много ни мало, а целых полгода, и современное воображение может ли себе представить, что, к примеру, фонтаны Кремля в первые три дня били белым и красным вином?) прошло целых долгих тридцать пять лет, в течение которых Большая Императорская корона ждала своей следующей торжественной поездки в Москву. Свидетельницей чего же она становится в 1797 году, во время венчания на царство Павла I? Обставленной с невероятной пышностью церемонии истосковавшегося по престолу наследника. Он одет в мантию алого бархата, поверх которой накинут золотой плащ, подбитый горностаем. Держится величаво и чрезвычайно значительно. Сам коронует свою коленопреклоненную супругу. А сразу же после того, как корона увенчала голову самодержца и совершилось миропомазание, зачитывается особый указ о престолонаследии в Российской империи. Строго от лица мужского к лицу мужского же пола, в порядке первородства — больше никаких императриц на троне! Предчувствовал ли самодержец, сколь быстро будет применен его новый указ?

  • korona-01-2015-101Император Павел I

Уже в 1801 году на царствие венчается его старший сын Александр I, юный и прекрасный, получивший, как известно, наутро после убийства заговорщиками его отца в качестве напутствия команду не ребячиться, а ступать царстовать. Император держится с достоинством, но при этом — удивительное дело! — еще и как-то очаровательно. Из новшеств — возлагает корону на голову своей супруги Елизаветы Алексеевны, которая при этом стоит, а не опускается перед ним на колени. Беспрецедентный случай в истории коронации — самодержец на равных со своею женой! Практика не прижилась и более никем не повторялась. Москва была роскошно иллюминирована и пышно украшена, в Сокольниках выстроен целый городок с угощениями — жареные гуси и окорока, струящие вина источники. Верноподданные восторженно приветствовали юного царя, ожидая от него реформ и чудесных свершений.

И вновь Большая Императорская корона отправляется на торжественный покой — на сей раз на целых двадцать пять лет. Николай I, пришедший к престолу через бунт и восстание декабристов, переступает порог Успенского собора в 1826 году. Ничто не выдает вполне понятного волнения, с каким он венчается на царство. Он возлагает себе на голову сверкающую бриллиантами корону величаво и уверенно, а затем на несколько секунд венчает ею голову супруги. Императрица же наоборот чувствует себя неважно: за свою жизнь она так до конца и не оправилась от потрясения, которое пережила в страшные декабрьские дни 1825 года. И потому Николай I, уникальный экземпляр неверного мужа, души при этом не чающего в своей жене, весь торжественый церемониал то и дело заботливо оборачивается к ней.

Его старший сын, царствовавший как Александр Второй, короноваться не торопился — к тому не было оснований. Почти восемнадцать месяцев страна готовилась к торжественному событию, и вот 7 сентября 1856 года царь, оставшийся в истории как Освободитель, украшает, наконец, свою голову Большой Императорской короной. Церемония венчания на царство ознаменовалась событием, расцененным как недоброе предзнаменование. Находящийся в почтенном возрасте князь Горчаков, в руках которого подушка с державой — одним из непременных атрибутов коронации, внезапно теряет сознание. Держава с грохотом падает на пол. Все ахают, и лишь самодержец не теряет присутствия духа. «Не беда, что свалился, — говорит он спокойно, — главное, что стоял твердо на полях сражений». Выдержка, достойная помазанника Божьего! Император пережил шесть (!) покушений на свою жизнь, а в седьмой раз был смертельно ранен.

  • korona-01-2015-102Корона Российской Империи

Большая Императорская корона покидает свое почетно оберегаемое хранилище — Бриллиантовую комнату, в которой пребывают династические сокровища Романовых, лишь через два года после того, как Александр III, сын убитого монарха, фактически уже вступил на престол. Причины тому в первую очередь траурного порядка. 10 мая 1883 года царственный кортеж, проследовавший традиционным путем от Петровского дворца через всю белокаменную, вьезжает на Красную площадь. В Успенском соборе, после прочтения торжественной молитвы, государь сильной рукой — той самой, которой шутя завязывал в узел столовые приборы, — возлагает на себя бриллиантовый венец. Корона прочно сидит на его голове, как бы предрекая долгое царство, исполненное сознания собственной силы. Помните? «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать!»

И, наконец, в 1896 году Большой Императорской короне Российской империи предстоит последний коронационный путь. В 10 часов утра 26 мая начинается торжество всеимперского масштаба, до возложения венца Николай Александрович по традиции восседает на троне Михаила Федоровича. Под сводами собора гулко разносится молитва, и вот уже отражения тысяч свечей искрят и переливаются в бриллиантах на голове самодержца. Восторженный шепот приближенных и присутсвующих… Никому из них не может прийти в голову, что они присутствуют при последней коронации последнего из государей Романовых.

Хотя… дурное предзнаменование не заставляет себя долго ждать. Николай II отстегивает саблю, она задевает за бриллиантовую цепь ордена Андрея Первозванного, и цепь обрывается. Ассистент государя поручик-кавалергард Густав Маннергейм стремительно подхватывает орден. И затем стойко молчит об этом небывалом происшествии почти до самой своей смерти. Но только слухи все равно имеют место быть, а последовавшая Ходынка оправдывает самые печальные предсказания о грядущем царствовании.

Судьба главного и самого драгоценного атрибута российского самодержавия перестает быть размеренно-благочинной после Октябрьской революции 1917 года. Только в отличие от сюжета знаменитых «Неуловимых», денно и нощно спасавших корону от белогвардейских происков так, что всякая усталость, если помните, была ими напрочь забыта, Большую Императорскую корону в действительности раздраконило само большевистское правительство. Крупные бриллианты вынимаются из оправы и под залог займа в 25 тысяч долларов передаются Ирландской республике. Взаимовыгодый обмен происходит в Нью-Йорке, где советский посол в Америке Людвиг Мартенс получает деньги от ирландского посла в США Гарри Боланда. Тот увозит бриллианты на родину и хранит их в доме своей матушки. Гораздо позднее, после смерти сына, госпожа Боланд о’Донован передает их правительству, и, хотите — верьте, хотите — нет, на какое-то время о немыслимых красоты и размеров бриллиантах из короны российских императоров …забывают.

Лишь в 1949 году драгоценности вновь появляются на исторической арене. Первое решение Национального банка Ирландии — самое простое: продать их с молотка на публичном аукционе старого доброго Лондона. Прибыль обещает быть баснословной, однако юридические консультации и размер бриллиантов удерживают правительство Ирландии от этого не вполне законного шага. Принадлежность камней слишком очевидна. И тогда начинаются тайные переговоры с Советским Союзом, силовой статус которого после 1945 года вне всяческой конкуренции. В итоге в 1950 году в обмен на изначально занятые 25 тысяч долларов драгоценности возвращаются на свою историческую родину.

Конечно, их вправляют в корону, которая, изготовленная на серебряном каркасе, чувствует себя к этому времени достаточно неустойчиво. Серебро — металл мягкий, а вес бриллиантового креста вкупе со шпинелью постепенно опускает верх короны все ниже. В 1984 году проводится реставрация: больше 400 часов художники-ювелиры занимаются восстановлением шедевра.

И вот в 2012 году, спустя четверть тысячелетия со дня рождения короны Российской империи, появляется на свет ее во всех отношениях уникальная реплика. Совместный проект Смоленского производственного объединения «Кристалл» и ювелирной группы «Смоленские бриллианты» увенчался невиданным успехом. В новой короне больше 11 тысяч бриллиантов родом из Якутии, 57 процентов которых оцениваются как крупные, а центральный камень весит более 10 карат. Венчает корону огромный рубеллит. В отличие от оригинала основной материал короны не серебро, а белое золото 585-й пробы. Что примечательно: за исключением австралийских жемчужин все материалы короны произведены в России.

Сама история создания реплики захватывает. Для того чтобы получить возможность детально осмотреть и измерить историческую корону, смоленские умельцы обратились за разрешением к Правительству России. Разрешение после долгих переговоров было получено, корону из витрины Алмазного фонда достали, однако ближе, чем на метр, ювелиров и мастеров к драгоценному венцу не подпустили. Целый день, находясь под неусыпным надзором охраны, выполняли мыслимые и немыслимые замеры и изучали все нюансы шедевра шесть специалистов.

  • korona-01-2015-103Корона Российской Империи

— Первое чувство, которое мы испытали в момент знакомства с императорской короной в Алмазном фонде, — паника… — Татьяна Глушкова, художник-дизайнер ювелирной группы «Смоленские бриллианты», предельно откровенна. — Как ее делали ювелиры двести пятьдесят лет назад? Каким образом на ней держатся камни? Потом разглядели, что имеется каркас, к которому, собственно, они и прикреплены…

Целых полгода, сменяя друг друга, кропотливо трудились над репликой короны шестьдесят специалистов под руководством директора по производству «Смоленских Бриллиантов» Леонида Баньковского. (Попутно ради интереса мастера подсчитали: если бы над новым шедевром работал один человек, он отдал бы ему десять лет своей жизни!)

И вот 8 сентября 2012 года смоленская версия Большой короны Российской империи была представлена в столице. Успех превзошел все ожидания и был по праву заслуженным. Главный хранитель Алмазного фонда России Евгений Гапанюк, знакомый с оригиналом лучше всех современных обитателей планеты, высказался однозначно: по мастерству исполнения смоленские ювелиры превзошли своих знаменитых предшественников! Его точку зрения чуть позже поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, когда изумительная реплика Большой Императорской короны экспонировалась в Санкт-Петербурге.

Важно: смоленская реплика — это отнюдь не точная копия. Это — созданный на основе самых современных технологий бриллиантовый шедевр во славу русского ювелирного искусства. Для сравнения. Масса реплики — 2312 граммов, оригинал меньше — 1993,8. Высота воссозданной короны с крестом составляет — 35 сантиметров, оригинала — 27,5. Смоленская реплика превышает оригинал по количеству бриллиантов — более 11 тысяч общим весом 1928 карат. А в оригинале — почти 5 тысяч общим весом 2858 карат.

Исполнение великолепно, но несомненно благородна и цель авторов реплики. Сколько человек в общей сложности были удостоены чести лицезреть Большую Императорскую корону дома Романовых? За всю 250-летнюю историю — не так уж и много. Современная же реплика выставляется в городах России, не только давая представление о том, как выглядела сама главная регалия эпохи самодержавия, но и позволяя ощутить гордость за богатое прошлое нашего Отечества. Проникнуться духом его немеркнущей славы и склонить голову перед историческим величием наших предков.

Я. Изотова

Наверх